Экомаркировка: инструкция, как правильно ее читать на продуктах и вещах

Экомаркировка: инструкция, как правильно ее читать на продуктах и вещах

Мой Магнит
17 июня 2024 г.

Часто на упаковках разных товаров можно увидеть значки с эко-символикой. Далеко не все умеют правильно их читать и трактовать. Мы подготовили гид, который поможет делать покупки более осознанно и еще лучше заботиться о своей семье и о природе.

Экомаркировка: инструкция, как правильно ее читать на продуктах и вещах
Экомаркировка: инструкция, как правильно ее читать на продуктах и вещах (Фото: Shutterstock/FOTODOM)

Что такое экомаркировка?

Экомаркировкой называют специальные символы, которые показывают, что тот или иной товар прошел добровольную сертификацию и безопасен для человека и окружающей среды. Такие значки можно увидеть на упаковках продуктов питания, косметики, этикетках одежды и текстиля, на бытовых приборах и многом другом.

Сегодня в России есть единственная система экосертификации, признанная во всем мире – это значок с надписью «Листок жизни». Это так называемая маркировка первого типа – она предполагает строгий контроль над всеми этапами производства товара. Цель такой сертификации – убедиться в том, что продукт не содержит потенциальных опасных веществ и производится по принципам устойчивого развития (то есть, без вреда для окружающей среды).

Так, «Зеленый листок» на фруктах и овощах говорит о том, что они не были обработаны вредными удобрениями, на курином мясе – что куриц кормили натуральными кормами без добавления гормонов и антибиотиков. Эта же маркировка на бытовой химии – знак того, что в составе нет токсичных компонентов, таких как фталаты.

На прилавках также можно встретить продукцию с международными символами – например, европейским Ecolabel, французским EcoCert или турецким знаком экологической чистоты Turkish Environment Label. Свои системы сертификации есть почти у всех стран. Все они объединены в Глобальную сеть экосертификатов GEN.

Любой из этих сертификатов говорит о том, что при производстве товара соблюдаются строгие правила экологической безопасности – контролируется вся цепочка, от получения сырья до изготовления упаковки.

Для чего нам разбираться в экомаркир

Всегда обращайте внимание на любые обозначения на упаковке, они могут нести дополнительную информацию о продукте
Всегда обращайте внимание на любые обозначения на упаковке, они могут нести дополнительную информацию о продукте (Shutterstock/FOTODOM)

Не каждый продукт с припиской «эко» говорит о том, что товар действительно экологичен и безопасен. Некоторые производители намеренно помещают на упаковки изображения цветов и листьев, а также типично «зеленые» надписи – например, «био», «натуральное» или «органическое». Такое явление даже получило отдельное название – гринвошинг, «зеленый камуфляж», когда нет основательной доказательной базы по экопозиционированию. Чтобы более осознанно выбирать продукты и товары, которые не вредят человеку и окружающей среде, стоит разобраться с эко-символикой.

Какими еще бывают эко-символы?

Помимо «больших» сертификатов (таких, как «Листок жизни») есть значки, которые говорят об отдельных свойствах товара. Например, о том, что он не тестировался на животных, или что сырье для него закупалось у фермеров по честным ценам, или что упаковка является биоразлагаемой.

В результате на одной этикетке могут находится сразу несколько разных символов. Чтобы не запутаться в их разнообразии, лучше разделить их по группам – на те, что говорят о производстве, о составе продукта и об упаковке.

Производство

Больше всего о нем могут рассказать те самые «большие» сертификаты, о которых шла речь выше. Но есть и отдельные эко-символы.

Так, значок с надписью Fair Trade («справедливая торговля») говорит о том, что продукт или сырье для него были приобретены у фермеров с соблюдением определенных условий, которые включают поддержку социальных программ.

Знак Лесного попечительского совета (на нем написана его аббревиатура FSC), в который входит и наша страна, сообщает о том, что при производстве продукта не страдают лесные экосистемы.

На одном продукте может быть сразу несколько экомаркировок
На одном продукте может быть сразу несколько экомаркировок (Shutterstock/FOTODOM)

А маркировка «Прыгающий кролик» (в англоязычной версии Cruelty free) свидетельствует, что сам товар и сырье для него не тестировались на животных.

Состав

Маркировка «Органик» говорит о том, что сам продукт или сырье для него были выращены с соблюдением правил органического земледелия (в нашей стране их регулирует Федеральный закон N280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Правила эти довольно сложны – например, нельзя обрабатывать «химией» семена растений и использовать для их выращивания большинство синтетических удобрений. А при производстве молочных и мясных продуктов животным необходимо обеспечить оптимальные условия содержания и кормить натуральными кормами.

Помимо российского, есть европейский знак «евролист» и его американский аналог USDA Organic – оба подтверждают, что продукт является органическим. А вот значки Bio или Био в нашей стране не регулируются законодательством. Так что на такие надписи на этикетке внимания можно не обращать.

Обозначение Vegan (веган) – свидетельство того, что в составе продукта нет сырья животного происхождения. Это относится не только к еде, но также к аксессуарам, одежде, бытовой химии и косметике.

Маркировка DAAB встречается не так часто, но о ней тоже полезно знать – она подтверждает, что товар безопасен для аллергиков и астматиков. Ее можно найти, например, на упаковках косметики или бытовой химии.

Об упаковке

Маркировка в виде зеленой ленты Мебиуса говорит, что товар и/или его упаковку можно отправить на вторичную переработку.

На упаковке часто можно увидеть зеленую ленту Мебиуса
На упаковке часто можно увидеть зеленую ленту Мебиуса (196 Below)

А вот чтобы понять, как сделать это правильно, нужно посмотреть на еще один знак вторичной переработки. Это черно-белый треугольник из стрелок, внутри которого есть цифровой код, а под ним указаны латинские буквы. В этих значках зашифрован материал, из которого изготовлена упаковка.

Так, цифры от 1 до 7 обозначают разные виды пластика. Как правило, материалы под номерами от 1, 2, 5 и 6 легко принимают на переработку. Пластик с маркировкой 4 можно сдать далеко не везде.

Изделия из пластика с цифрой 7 не перерабатываются, так что их лучше использовать повторно. А пластика номер 3 вообще лучше избегать из-за того, что его невозможно ни переработать, ни использовать второй раз.

Научившись ориентироваться в этих значках, вы сможете легко выбирать безопасные и качественные товары. А еще – правильно утилизировать их упаковку, чтобы не наносить вреда природе. Именно так выглядит по-настоящему осознанное потребление – делать экологичный выбор и оставлять за собой минимальный след.

Если вы заметили ошибку или неточность, пожалуйста, .
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
7 привычек, которые сделают ваш быт экологичнее
7 привычек, которые сделают ваш быт экологичнее

Не выбрасывать еду, расходовать меньше воды и света, использовать многоразовые предметы – эти маленькие привычки могут внести большой вклад в благополучие планеты. Рассказываем, что можно изменить в своей жизни прямо сейчас, чтобы сделать мир чуть чище и прекраснее.

Шеринг-философия: что это такое и почему она становится всё популярнее
Шеринг-философия: что это такое и почему она становится всё популярнее

Шеринг-экономика – один из глобальных трендов, который пришел на смену царившему в «золотые 2000-е» культу гламура и обладания. Идея осознанного потребления плюс развитие технологий подарили нам новую, более гибкую и комфортную философию. Суть в том, что вместо того, чтобы покупать что-то новое, люди чаще стали делиться или меняться. И оказалось, что это не уменьшает удовольствия от пользования той или иной вещью! А вдобавок еще и позволяет экономить деньги, пространство и ресурсы. Рассказываем, какими бывают шеринг-сервисы и чем они удобны.

На страже иммунитета и хорошего настроения: 4 вкусных и полезных суперфуда, знакомые нам с детства
На страже иммунитета и хорошего настроения: 4 вкусных и полезных суперфуда, знакомые нам с детства

При упоминании слова «суперфуд» у многих сразу появляется следующий ассоциативный ряд – что-то экзотическое, труднодоступное, дорогое. На самом деле многие из них знакомы нам с самого детства. Суперфуды – это продукты с высокой пищевой ценностью. Рассказываем о четырех вкусных и полезных продуктах, которые помогут вам вывести свой рацион на новый уровень.

Подпишитесь на рассылку рецептов и советов
Ваши данные защищены reCAPTCHA
КОММЕНТАРИИ
Ваши данные защищены reCAPTCHA

Пока нет комментариев

Branding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding image
Ещё больше рецептов и вкусных идей в наших соцсетях