Шеф-повар ресторана Чайка - Дмитрий Шуршаков о русско-французских гастрономических сезонах

Шеф-повар ресторана Чайка - Дмитрий Шуршаков о русско-французских гастрономических сезонах

Александр Ильин
07 ноября 2011 г.

Чайка

Gastronom.ru

Русско-французские гастрономические сезоны — совместная инициатива рестораторов России и Франции. В 2011 году проводятся во второй раз, в лучших отелях и ресторанах Канн, Ниццы и Монте-Карло. Цель проекта — познакомить французскую публику с действительно актуальной русской кулинарией.

Не надо плясок

Русско-французские гастрономические сезоны — так это официально называлось. Но на самом деле официоза было крайне мало и очень много кулинарии в чистом виде. В нашем случае это было просто двое человек, я и мой помощник, и мы с 29 августа до 3 сентября включительно работали на кухне классического французского ресторана. Причем ресторана, расположенного в абсолютно туристическом месте, в Ницце — то есть никаких шуток: гости заказывают твои блюда, платят за них деньги, и им они должны нравиться. Все очень серьезно. И это был для меня опыт, который невозможно переоценить.

Прежде всего, я понял, чего ждут от нас французы. Им не надо никаких плясок, никаких объяснений — они все равно поймут по-своему. То есть если блюдо нуждается в каких-то пояснениях, их надо дать — ну, это делают все и всегда. Но в целом они все понимают, и настроены дружественно. Да, это вот главное: не надо думать, что мы в их глазах какие-то уроды, какие-то недоразвитые. Мы в глазах французов — носители важной кулинарной традиции, и они совершенно не против с этой традицией познакомиться. Да, они могут с чем-то не соглашаться — ну, так это нормально, но в целом им дико интересно все, что мы тут делаем и чем живем.

Трюфели — да, карп — нет

Да, пришел один французский гастрономический критик. Все попробовал, все похвалил, все ему понравилось. Только в одном мы не сошлись: он прямо орал, что карп — это ни в коем случае не гастрономическая рыба. У французов это вообще пунктик, что есть продукты гастрономические и негастрономические. Скажем, фуа-гра, трюфели — это да, а карп — нет, ни в коем случае. Консерваторы жуткие. Но вот скандинавы же доказали, что работать можно с чем угодно, хоть со мхом, хоть с морошкой. Так что французам надо как-то себя переламывать, что ли... Потом выяснилось, что критик этот просто карпа не любит — просто вкус не нравится.

Желатин, как цемент

Продукты там отличаются очень сильно. Элементарный желатин, например. Мы в Москве используем немецкий, привыкли к нему, а тут французский — сначала не застывает вообще, а потом схватывается, как цемент. Некоторые продукты мне пришлось чем-то заменять, придумывать что-то на ходу... Печень трески, которую мы успешно употребляем здесь в консервированном виде — супер-продукт же, а французы ее выбрасывают. Принесли мне свежую печень трески, я первый раз в жизни ее увидел — как готовить? что с ней делать? Ничего, обработали в ореховом масле, получилась красота. Сыра свежего так и не смог найти именно того, какой нужно — взяли самый молодой шевр, почти творожок. Горького шоколада — двенадцать видов, попробуй выбери! С шампиньонами было смешно. Приносят восемь видов, спрашивают «вам какой нужен конкретно?» Взял все восемь.

А где же мясорубка?

Кухонное оборудование хорошее, но некоторых вещей, для нас очевидных, там просто нет. Нет мясорубки, нет соковыжималки. Я спрашиваю: «А что, гости у вас фрэши не заказывают?» Отвечают: «Нет, у нас вот вода и вот вино». Мясорубку принес кто-то из дома, помните, были такие — ручку крутишь, и фарш вылезает... Соковыжималку кондитер Паскаль принес.

Да, еще свежих яиц у них на ресторанной кухне не может быть по определению. Только сепарированные приходят, отдельно белки и отдельно желтки. Такой закон. Удобно, конечно, но вот мне понадобились именно свежие белки — я принес свежие яйца, отделил белки от желтков, говорю «извините, мне надо». Ничего, обошлось без скандала.

Вообще, мы примерно на третий день приспособились и к кухне, и к продуктам. Мы вдвоем приходили в часы, когда кухня пустует, с трех до семи, в сиесту, и делали все, что нужно. Все успевали.

Шеф готовит сам

Французские коллеги — без их поддержки точно ничего бы не было. Ту самую печень трески мы на ночь ставили в конвектомат при низкой температуре, а рано утром с ними надо было произвести еще кое-какие манипуляции — так это делала утренняя смена, мы просто один раз попросили и один раз объяснили. Вообще, никто ничего не забывает, все делают досконально. И все относятся с пониманием — люди приехали на чужую кухню, надо помочь. Себастьян Брода, шеф, сказал: «Я тебя понимаю. Думаю, а вот как бы я пришел на твою кухню — наверное, вообще бы два дня только смотрел по сторонам». Хотя это он, я думаю, ради красного словца; классный шеф. У них вообще есть железное, железобетонное правило, что шеф должен готовить сам — и ему не зазорно овощи почистить. Мне это прямо очень нравится.

Дегустация для официантов

Была одна накладка, с официантами. Начались наши гастроли в понедельник, а к среде, смотрю, заказывают все хуже и хуже. Подхожу к метрдотелю, спрашиваю: а что, официанты советуют наше меню? Оказалось, что нет — не со зла, а потому что официанты не очень-то в курсе, что мы такое предлагаем. То есть у них не бывает дегустаций для официантов. Метрдотель всех собрал в пять минут, я провел дегустацию, все объяснил — официанты были в шоке, но к субботе гости заказывали уже пятьдесят на пятьдесят блюда из основного меню и из нашего предложения. Это очень круто, да.

Меню для жары

Странное дело, но во Франции нет понимания, что в жару надо готовить какие-то специальные блюда. А я сделал как раз такое меню для жары. Икра из баклажана с холодным фондю шла прямо влет. Гаспачо из свеклы с мороженым из горчицы — тоже. Потому что в плюс тридцать не хочется есть тушеную баранину, а хочется вот такого чего-то, свежего. Мы в «Чайке» делаем почти такое же меню, ну, чуть-чуть позатейливее.

Ёлка для взрослых

Лазурный берег — такое место, где русских знают уже довольно давно. Русских там полно. Главный хит сезона — Ёлка, песня «Прованс», крутят везде и всюду. Но вы ж понимаете, какие в результате образуются стереотипы. Разные, да. И на прощальном обеде я сказал, что очень сильно надеюсь, что теперь французы увидели еще одно лицо России. Да, я, правда, так думаю. Нет, на самом деле, а как еще? Если работать без такой сверхзадачи, так лучше и не работать.

Если вы заметили ошибку или неточность, пожалуйста, .
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

СТАТЬЯ

Патрик Анриру и Жозеф Виола: никакой халтуры!

Как мы уже сообщали, Патрик Анриру (Patrick Henriroux), шеф ресторана La Pyramide (2 звезды Мишлен) в городе Вьенн (Vienne), расположенном в 30 километрах от Лиона, и Жозеф Виола (Joseph Viola), шеф ...

СТАТЬЯ

Жан Люк Фигерас: художник по жизни, профессионал на кухне

Способов понять, что такое высокая кухня, существует немного. Самый доступный — просто попробовать. На этой неделе как раз удобный случай, в клубе <b>Soho Rooms</b> готовит великий каталонец <b>Жан Люк Фигерас</b>, шеф ресторана Blanc в барселонском отеле Mandarin Oriental Barcelona. С 9 по 12 июня.

СТАТЬЯ

Вопросы великим. Алан Пассар

В этой рубрике мы спрашиваем известных в кулинарии людей о самых важных вещах в жизни: кто научил их готовить, как они относятся к детям, кто на них влияет и т. д. Вопросы практически одни и те же, но люди-то разные! Итак, французский шеф <strong>Алан Пассар</strong>.

Подпишитесь на рассылку рецептов и советов

СТАТЬЯ

Иньяцио Ди Мауро, шеф-кондитер ресторана Spago: интервью

Итальянский ресторан <strong>Spago</strong> решил порадовать столичных жителей натуральными итальянскими десертами. Для этого из Италии был приглашен шеф-кондитер <strong>Иньяцио Ди Мауро</strong>. В июле при его участии была запущена новая услуга — доставка десертов по Москве; в меню доставки — 100 десертов.

СТАТЬЯ

Оливар Диля Статеева: оливки – божий дар

В московском кафе <strong>Август</strong> 24 июня Диля Статеева представила свое оливковое масло и оливки. Масло Дили Статеевой производится в Каталонии, из оливок сорта «арбекина», методом первого холодного отжима.

СТАТЬЯ

«Диета – ужасное слово!..»

Две участницы группы <strong>ВИА Гра</strong>, Альбина Джанабаева и Ева Бушмина, рассказали <strong>Гастроному</strong> о своих загрузочных днях, откровенных нарядах и кулинарных опытах с риском для жизни.

СТАТЬЯ

Поль Бокюз, французский шеф-повар

Поль Бокюз — выдающийся французский шеф-повар XX века, основатель и руководитель главного международного кулинарного конкурса — «Золотой Бокюз». На протяжении долгого времени его имя у гурмэ всего мира прочно ассоциируется с самим понятием «высокая кухня».

СТАТЬЯ

Андрей Деллос, ресторатор, владелец ресторанов Кафе Пушкинъ, Турандот, Каста Дива,

Андрей Деллос — известный московский ресторатор, создатель элитных ресторанов <strong>Кафе Пушкинъ</strong>, <strong>ЦДЛ</strong>, <strong>Турандот</strong>, <strong>Каста Дива</strong>, <strong>Манон</strong>.

СТАТЬЯ

Роже Верже, французский шеф-повар

<strong>Роже Верже</strong> (род. 1930) — известный французский шеф-повар. Верже сыграл едва ли не решающую роль в популяризации южнофранцузской кухни, превратив её из простенькой стряпни рыбаков и крестьян в предмет серьёзных кулинарных экспериментов.

СТАТЬЯ

Томас Моран, странствующий шеф-повар

Шеф <strong>Томас Моран</strong> выходит нам навстречу, из кухни в зал, босиком – говорит, так привык, и даже гала-ужин не повод изменять привычке. За последние двенадцать лет эти босые ноги исходили палубы самых дорогих яхт Французской Ривьеры, побережья Африки, Бразилии и Америки. Томас называет себя странствующим поваром, и вот странствия занесли его на несколько дней в Москву

СТАТЬЯ

Летающий кулинарный цирк из Норвегии

В мире, где у шефов берут автографы и фотографируются с ними на улицах, кто-то должен был собрать звездную шеф-группу. Чтобы гастроли, полные залы, букеты... Только вместо альбомов – меню, а вместо концертов – ужины. Встречайте: <strong>Летающий кулинарный цирк</strong> из Норвегии, первая в истории кулинарная рок-банда

СТАТЬЯ

Лайма и ее ужины

Лайма Тикуйшене родилась в СССР, затем переехала в Швейцарию. А полтора года назад вместе с мужем Виргилиусом придумала и организовала собственный бизнес, аналогов которому нет ни в Швейцарии, ни в ...

СТАТЬЯ

Рене Редзепи, датский шеф-повар

В апреле этого года копенгагенский ресторан Noma признали лучшим в мире. Если бы к первому месту премии «50 лучших ресторанов мира» полагалась экспликация, то она, вероятно, была бы такой: ...

СТАТЬЯ

Тристан Карбонатто, человек и шоколад

Шоколадный магазин Тристана Карбонатто называется <strong>Tristan Artisan Chocolatier</strong> и находится в крохотном поселке Виллар-Буги (Villars-Bougy), на полпути между Женевой и Лозанной. Здесь узкие кривящиеся улицы взбираются на холмы, чередуясь с виноградниками, тихо, и почти нет прохожих — в общем, место глухое. Каково же было наше изумление, когда возле тристанова бутика мы обнаружили забитую машинами автостоянку, а внутри – покупателей, говорящих на французском, немецком, английском и даже японском языках.

СТАТЬЯ

Патрик Анриру, французский шеф-повар: интервью

Как мы уже писали ранее, в кулинарной студии <strong>Гастронома</strong> состоялось уникальное событие: два именитых французских шефа, Жозеф Виола и Патрик Анриру, готовили французский обед из русских продуктов. Раки, белуга, земляника, редиска, черемша, тархун и красный базилик — все это было куплено на рынке и приготовлено на нашей кухне, на глазах у приглашенных журналистов и блогеров (которые, кстати говоря, все и съели).

КОММЕНТАРИИ

Пока нет комментариев

Branding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding image