Что такое нейромаркетинг и как он заставляет вас покупать еду

Что такое нейромаркетинг и как он заставляет вас покупать еду

Ольга Дьяконова
28 сентября 2023 г.

Нейромаркетинг – одно из новых направлений маркетинга в области еды, которое быстро становится популярным среди производителей. У многих еда вызывает целую гамму эмоций и воспоминаний (в том числе из детства), и ключ к хорошим продажам – отыскать эти эмоции или вызвать их с новой силой. Рассказываем, как нейромаркетинг заставляет нас отключаться от сознательного выбора и спонтанно покупать то, что вызывает чувства.

покупка еды в ресторане
покупка еды в ресторане (Фото: Shutterstock/FOTODOM)

О чем расскажем в статье:

Что такое нейромаркетинг

Около 20 лет назад маркетологи задумались, почему те продукты, которые были проверены на фокус-группах, не продаются, а другие же, которым не прочили успех, вдруг становятся популярными. Годами маркетологи, задавая вопросы, старались залезть людям в голову и предсказать, что им понравится с точки зрения логики и здравого смысла. А оказалось, что ответы лежали в другой плоскости, и нужно оценивать физические сигналы, а не то, что человек говорит.

В том, как и что мы покупаем, задействованы эмоции. Часто человек не может объяснить, почему он купил тот или иной продукт. Маркетологи стали подробнее изучать это явление. Так и появился нейромаркетинг, исследующий подсознательные реакции мозга целевой аудитории продукта.

Впервые слово «нейромаркетинг» использовали в 2002 году. Оно появилось в пресс-релизе об открытии американского института BrightHouse, который обещал «произвести революцию в маркетинге». Уже через несколько месяцев в Нидерландах профессор Але Смидс читал лекцию на тему потребительского поведения и нейробиологии, где также рассказал про нейромаркетинг.

Нейромаркетологи занимаются экспериментами, в которых изучают естественные биологические реакции мозга и применяют результаты в маркетинговых целях различных компаний. Говоря коротко – это сбор информации о нерациональной части решений, принимаемых потребителями.

Музыка, свет, аромат в магазине – все это влияет на то, сколько времени мы там проведем и сколько денег оставим
Музыка, свет, аромат в магазине – все это влияет на то, сколько времени мы там проведем и сколько денег оставим

Изучается воздействие на пять каналов восприятия человека:

  • зрение
  • слух
  • обоняние
  • осязание
  • вкус

С помощью специального оборудования можно увидеть, как в теле проявилась реакция человека на стимул. Нейромаркетологи помогают улучшать продукты и рекламу так, чтобы она воздействовала на чувства целевой аудитории.

Как нейромаркетинг используют в сфере еды

Вы можете постараться заметить, как используется нейромаркетинг, если проанализируете свои впечатления, например, от ресторана. Если заведение оформлено в красном цвете, который помогает сконцентрировать внимание, то там захочется решать рабочие вопросы, но вряд ли возникнет желание провести уютный вечер с близкими. Заведение в зеленых, синих, а также нейтральных белых и бежевых тонах помогает расслабиться, почувствовать уют. Важно и то, что вы слышите из колонок в ресторане. Темп музыки влияет на скорость передвижения по залу и принятия решения о заказе. Тематические звуки, например, журчание воды или пение птиц, усиливают впечатление от продукта и успокаивают.

Осязание в нейромаркетинге не менее важно. То, какие на ощупь приборы, тарелки, стол и стулья, влияет на впечатление о ресторане. В статусном заведении не может быть грубых, облупленных предметов. А если мы в нарочито демократичном месте, то это, наоборот, может стать фишкой. Так же и с запахами. Открытая кухня с ароматами готовки часто встречается в простых заведениях с понятной кухней и невысоким средним чеком. Если же мы в дорогом ресторане, то такие детали не принято показывать посетителю. Однако в последнее время с трендом на открытость такое иногда встречается и в ресторанах более высокого класса. Но в таком случае даже кухня выглядит шикарной: каменные столешницы, повара в белоснежной одежде. А вытяжки в дорогих ресторанах ставят такие, чтобы вы не чувствовали запахов еды.

В интерьерах таких мест, как правило, стоят диффузоры с дорогими парфюмерными композициями – все чтобы поддерживать ощущение премиального сервиса и еды. А в туалетных комнатах можно найти различные приятные аксессуары – от крема для рук премиальной марки и ополаскивателя для полости рта до роллера для одежды, чтобы убрать пылинки. Это создает ощущение заботы и повышает лояльность.

В дорогих ресторанах всегда большое внимание уделяется свету. Чаще всего он приглушенный
В дорогих ресторанах всегда большое внимание уделяется свету. Чаще всего он приглушенный

Важнейшая составляющая хорошего ресторана – это свет. Давно известно, что освещение влияет на наш аппетит и желание продлить трапезу. В приглушенном свете аппетит, как правило, выше и хочется провести за ужином больше времени. При ярком свете мы быстрее наедимся и покинем место – именно поэтому в демократичных заведениях вы никогда не увидите приглушенный свет.

Меню не менее важно при составлении впечатления о ресторане. Часто заведения используют прием, позволяющий посетителю почувствовать большее вовлечение. Например, называют блюдо «картошечка с грибочками» – и тут же вы ощущаете такую теплоту, будто вам ее готовит мама. А коллаборации со звездами и их любимыми блюдами позволяют фанатам прикоснуться к любимой личности и немножко ощутить себя ей.

Современные примеры нейромаркетинга

Одна из тенденций, появившаяся в ресторанном бизнесе благодаря нейромаркетингу – тематические ужины, или даже целые тематические рестораны. Один из примеров – московский ресторан Krasota, который предлагает гостям тематические дегустационные сеты стоимостью от 19 до 22 тысяч рублей. Один из сетов посвящен разным периодам истории России, другой – знаменитым российским художникам. В иммерсивный ужин входит не только стилизованная под тему еда, но и визуальные спецэффекты, звуковое сопровождение, и даже смены нарядов официантов. Как следует из отзывов, создатели ресторана позаботились и об ароматах в уборных и наняли туда специального человека, который открывает для вас кран и выдавливает крем. Этим и отличается заведение, созданное с учетом нейромаркетинга. Впечатление от ресторана рассматривается как целостный опыт, который не прерывается даже в уборной.

Другой пример грамотного использования нейромаркетинга – московское заведение Lou Lou, стилизованное под французское бистро. Ресторан создает впечатление, что вы пришли в гости к парижанке Лулу: при брони столика по телефону она снимает трубку. Столики в заведении сервированы тарелками известного французского дома моды, что дополняет впечатление, будто мы пришли в гости к настоящей моднице. В меню мы видим классические французские блюда, и по нему можно учить язык – много позиций даже не переведены на русский.

Также можно отметить известный московский ресторан «Кафе Пушкинъ», создающее у посетителя впечатление, что он гостит в доме XIX века, вкушая блюда традиционной русской кухни. К гостю обращаются как к «сударю» и «сударыне», официанты одеты в наряды по моде прошлых веков, меню – с использованием буквы «ять», стилизованное под газету XIX века.

Ключевой момент нейромаркетинга – коллаборации. Они помогают делиться аудиторией с пользователями других услуг и товаров. А еще – рассказывать о своих ценностях и вкусах. Например, заведение Lou Lou запускало завтраки совместно с российской маркой YULIA WAVE, которые были посвящены новой коллекции бренда. А еще ресторан ограниченное время подавал десерт в виде красных губ, созданный совместно с визажистом Еленой Крыгиной. Красные губы – не только фишка Крыгиной, но и классический французский макияж, популяризированный еще Коко Шанель. А еще этот десерт просто был очень красивым. Из-за неуемного желания посетительниц сфотографировать и съесть лимитированное лакомство десерт часто заканчивался, как рассказывали в ресторане, уже к вечеру.

Из последних подобных коллабораций – сотрудничество ресторана Lumicino и визажиста и основателя бренда декоративной косметики визажиста Ольги Романовой. В течение срока действия коллаборации можно было заказать вдохновленный косметикой Романовой дуэт из десерта Juicy и коктейля «Ледяной поцелуй». Выглядел десерт как сфера, украшенная шоколадными «свотчами» в оттенках блесков для губ бренда. Напиток же выполнили в трендовом цвете нюд, который можно было примерить на себе, использовав съедобный декор – шоколадные губы. При заказе этого гастрономического дуэта посетителям дарили косметику бренда, который принадлежит Романовой.

Впечатление от ресторана зависит не только от мастерства шеф-повара, но и от того, использованы ли в интерьере и общей концепции приемы из нейромаркетинга
Впечатление от ресторана зависит не только от мастерства шеф-повара, но и от того, использованы ли в интерьере и общей концепции приемы из нейромаркетинга

Совсем свежий пример – косметическая компания Mixit совместно c рестораном Аркадия Новикова «Страна, которой нет» разработала лимитированный десерт «Ванильное крем-брюле & Mixit», напоминающий по текстуре крем для тела от бренда. Сообщается, что шеф-кондитер ресторана сумел полностью передать кремовую текстуру и сделать десерт нежным и воздушным.

Нейромаркетинг успешно используют и продовольственные магазины, и производители продуктов.Так, в супермаркетах стало трендом появление кофеен. Это помогает дольше удерживать покупателя в магазине, повышать его лояльность и приверженность бренду. Такие кофейни делают супермаркеты «третьим местом» помимо дома и работы, куда человек не просто забегает за продуктами, но и проводит свободное время.

Супермаркеты стали предлагать покупателям возможность сделать себе свежевыжатый сок на вынос, заказать доставку специально испеченного к празднику торта, а также поучаствовать в системе лояльности, которая часто строится на принципах геймификации. Чтобы перейти на следующий уровень и получать больше скидок, вам нужно больше покупать. За это вы получаете бонусы, кэшбеки и «достижения». Покупателю могут дарить образцы продукции, а еще проводить дегустации новинок в торговой зоне. Таким образом у посетителя создается впечатление, что о нем заботятся: он получает письма с подборками «только для вас», скидки ко дню рождения. Все это влияет на зеркальные нейроны и повышает уровень вовлечения.

Нейромаркетинг помогает закреплять позитивные ассоциации с брендами, усиливать их узнаваемость и запоминание, дольше удерживать клиентов в своих стенах, повышать средний чек. И конечно, заставляет клиентов возвращаться.

Как противостоять нейромаркетингу

Короткий ответ – это довольно сложно, ведь он воздействует на наши неосознанные реакции на окружающий мир. Значительная часть наших решений принимаются нерационально, даже если нам кажется, что это не так. И если мы решили что-то не покупать, склонить нас в обратную сторону довольно легко – достаточно иметь на руках исследования, как похожие на вас люди реагировали на те или иные стимулы.

Если вы хотите противостоять силе нейромаркетинга, то старайтесь осознанно подходить к покупкам: составляйте списки, берите время на размышление на крупные покупки. Если вы в ресторане, то объективно оценивайте уровень голода и никогда не заказывайте 2–3 блюда сразу, если не знаете, точно ли не наедитесь одним.

Нейромаркетинг может быть благом в добросовестных руках, ведь именно благодаря ему рестораны стали переносить нас в другие страны или в картинные галереи, а шеф-повары и дизайнеры стали волшебниками, воссоздающими целостные образы и истории. Это направление маркетинга будет развиваться и дальше, ну а наша задача – удивляться тому, куда он нас ведет и внимательно относиться к своим покупкам.

Тему коммерческого продвижения в сфере еды обсудят на Международном форуме инновационных технологий в пищевой индустрии и сельском хозяйстве Innofood 2023, который пройдет в Сочи 9–10 октября. Эксперты поднимут актуальные темы науки и бизнеса в фудтехе, новых источников сырья и ингредиентов, развития сильных брендов продуктов, а также инноваций, меняющих традиционные сферы пищевого производства.

Если вы заметили ошибку или неточность, пожалуйста, .
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

СТАТЬЯ

7 странных трендов из TikTok, которые не стоит повторять

Мы часто пишем о трендах соцсетей, которые можно повторить. Но есть ли там тренды, которые нелепы, глупы и даже опасны? Оказывается, да! Любая соцсеть – это кладезь не только пользы, но и всяческих ...

СТАТЬЯ

В продаже появился лак для ногтей с запахом сыра

Вы все прочитали правильно. Индустрия красоты действительно шагнула на новый уровень. Один из крупнейших западных производителей сыра решил объединиться с известной маркой декоративной косметики, ...

СТАТЬЯ

Дома пахнет борщом: в продажу поступили свечи с ароматами супов

Альпийская свежесть больше неактуальна: ароматические свечи с запахами еды стремительно завоевывают рынок, и покупателей можно понять!

Подпишитесь на рассылку рецептов и советов

СТАТЬЯ

Каким надписям на этикетках товаров не стоит верить?

Многие бренды пытаются повысить привлекательность своих продуктов за счет надписей вроде «Натуральный» и «Экологически чистый». Вот вам короткая инструкция от Роскачества, как отличить уловку от ...

СТАТЬЯ

Еда из Лего, из шерсти, прозрачные торты и другие необычные кулинарные увлечения из сети

Фуд-блогеры – одни из самых креативных личностей, ведь еда дает огромное пространство для фантазии и экспериментов. Рассказываем о самых необычных кулинарных увлечениях, которые ...

СТАТЬЯ

7 продуктов, которые объявлены полезными, но это не совсем так

Даже тонна прочитанной литературы о том, что нужно есть, а что не нужно, не способна застраховать от недобросовестного маркетинга. Тема ЗОЖ сейчас очень популярна, так что производители всячески ...

КОММЕНТАРИИ

Пока нет комментариев

Branding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding image