Фермерские продукты питания – оценка качества продукции

Фермерские продукты питания – оценка качества продукции

Александр Ильин
20 сентября 2011 г.

25 сентября, в Москве, на Стрелке пройдет праздник урожая, который устраивает проект LavkaLavka. Несколько десятков фермеров привезут на рынок все, что им удалось вырастить, добыть и поймать. Но надо ли нам туда идти – вот в чем вопрос. Мнения разделились…

Александр Ильин, заместитель главного редактора Gastronom.ru: «Экоеда – полная фигня!»

Стоит мне услышать о каком-то продукте питания, что он фермерский, органический или экологически чистый, мне делается плохо. Причина в том, что в России ни за одним из этих слов не стоит ровным счетом ничего.

Вы понимаете, что значит фермерский? Я вам скажу. Фермерский - это значит только то, что если вы недовольны качеством конкретной курицы, конкретного говяжьего огузка или конкретной картофелины, у вас есть возможность подать в суд на конкретного человека. Или как это чаще бывает в России, въехать к нему во двор, разворотив бампером ворота, и дать кулаком в морду. Персональная ответственность — вот что такое фермерский продукт.

Больше этого слово ничего не означает, и означать не может. Фермеры делают точно такой же бизнес, как корпорации, только целевая аудитория у них другая. Их куры не сидят в клетках, а гуляют по двору, и живут дольше — но не потому, что фермер им как-то сопереживает, а потому, что обороты небольшие. Были бы большие обороты, сидели бы в клетках, как миленькие, с отстриженными клювами, и шли бы под нож, едва дойдя до нужного веса. Кормят этих «счастливых курочек», поверьте, точно такими же комбикормами, как и на птицефабрике, и точно также льют им в питье антибиотики. Потому что иначе не будет никакого бизнеса, а только одни издыхающие от голода и эпизоотий птицы.

Вы спросите — а почему же фермерские продукты вкуснее? И почему бульон из них в миллион раз лучше, чем из бройлера? А потому, что они живут дольше. В животноводстве вкус — всегда функция времени жизни, и этого не может изменить никакой Мичурин. Все остальное влияет минимально или отрицательно.

Скажем, гипертрофированный вольный выпас — что в нем такого хорошего? Животное мечется всю жизнь, как угорелое, его мышцы приобретают легкоатлетические кондиции, содержание жира уменьшается до жизненно необходимого минимума — и что? Сможете вы прожевать такой велосипед? Ни один фермер не даст животному гулять дольше, чем это необходимо для сбалансированности белка и жира в его мышцах, то есть для того, чтобы мясо получилось вкусным. Полезно ли это для самого животного — вопрос, не имеющий ответа в плоскости современного сельского хозяйства.

В любом случае, когда мне предлагают заплатить за килограммового куренка 500 рублей, мотивируя это лишь его фермерским происхождением и не говоря ни слова о его качестве как продукта, я начинаю подозревать, что меня держат за идиота.

Однако перейдем к экологическому. Что это такое вообще, это чертово Эко и проклятое Био? У этих понятий есть две стороны. Во-первых, некие строгие контролирующие органы, государственные, частные или кооперативные - не суть важно. Важно, что строгие ребята из этих органов неустанно инспектируют хозяйства, подписавшиеся на то, что их продукция заслуживает почетной нашлепки био или эко. И не дай Бог чего. Пять лет — столько, по мнению итальянских экоэкспертов, нужно держать под паром землю, прежде чем хотя бы помыслить что-нибудь на тему экологической чистоты.

С другой стороны, имеются обчитавшиеся Жан-Жака Руссо потребители, готовые поедать всю эту довольно хмурую дребедень. Почему хмурую? Потому что ее жрут жуки и гусеницы, потому что размеров она небольших, формы неправильной, а вкуса никакого. Вы видели, как выглядела морковь до того, как над ней поработали голландские селекционеры? Она была фиолетовой, мелкой, щетинистой и несладкой. Вы видели, какая картошка продается на индейском рынке где-нибудь в Перу? Эти перемазанные глиной горошинки? Хотите жить в таком мире? Я что-то сильно сомневаюсь.

Еще сильнее я сомневаюсь в разумности человеческого вида. Потому что практика раздумий требует отваги следом за А говорить Б и даже В. И если мы радостно подписываемся на всеобщее возвращение к своим экологически чистым корням, природной кухне и к малопродуктивному фермерскому хозяйству, мы должны помнить, что тем самым мы считаем возможным тратить на питание и проблемы, связанные с его добычей, примерно две трети своей жизни. А кто, вы думали, будет за свиньями-то ходить? Роботы?

Борис Акимов, журналист, художник, музыкант, один из создателей проекта LavkaLavka: «За продуктом стоит конкретный человек, который за него отвечает. Так должно быть, но так бывает не всегда»

Я знаю один известный московский ресторан, в котором написано «фермерский цыпленок». Когда я поинтересовался «От какого это фермера?», мне объяснили, что это цыпленок не от фермера, а он приготовлен «по-фермерски». Что это означает - я не знаю. Но кажется, это полный бред. Так что тут полно спекуляций.

Но при этом, если цыпленок действительно от фермера, как у нас в ЛавкеЛавке (когда точно известно, где этот фермер живет, как он содержит кур, чем он их кормит), вот тут и начинается колоссальная разница между продуктами - тем цыпленком из магазина и фермерским. Мы проповедуем принцип полной прозрачности. Это значит, что про продукт известно все. От его автора - фермера и адреса появления - до удобрений и подробностей содержания, кормов и прочего. Каждый покупатель ЛавкиЛавки может поехать к любому фермеру - и сам все увидеть на месте. И это дороже любого названия «био» или «эко» - за такими понятиями часто бывает гораздо больше маркетинга, чем хотелось бы. Но персональная ответственность фермера и полная прозрачность истории возникновения продукта - вот это гарантия и качестве и вкуса.

В подробности уходить не буду, но то, что Александр Ильин пишет про антибиотики и прочее - неправда. Большие производители и небольшие фермы семейного типа, с которыми мы работаем, совершенно по-разному выращивают животных. Вот, например, фермер Бродовский - его свиньи живут на улице полудикой жизнью и их организмы не нуждаются ни в каких антибиотиках.

Еще раз - прозрачность как раз и гарантирует нам отсутствие все того чего не хочется - антибиотиков и прочего. Можно, конечно, сказать: но фермер же может обманывать? Может. Но этот обман обязательно вскроется. При анализе или при личной инспекции хозяйства - и он лишится большого количества клиентов. И вот такая саморегулирующаяся система - за этим будущее.

Если вы заметили ошибку или неточность, пожалуйста, .
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

СТАТЬЯ

Сезон репы: увидел — покупай!

Репа – простейший в приготовлении овощ, помните поговорку «проще паренной репы»? До картошки репа была в России еще главным, доступным и самым хорошо хранящимся продуктом. Ее ели круглый год ...

СТАТЬЯ

Фабрики мороженого: тайна великая есть

Если вы хотите своими глазами посмотреть, как делают <strong>мороженое</strong>, можете расслабиться. Попасть на <strong>фабрику мороженого</strong> — задача не из легких. Через некоторое время вы почувствуете себя секретным агентом, пытающимся проникнуть на военный завод.

СТАТЬЯ

Мороженое: что не так?

Любой человек старше тридцати считает, что раньше во всех смыслах было лучше. Например, мороженое было и натуральнее, и вкуснее. Что же касается сегодняшнего состояния дел, оно просто ужасно.

Подпишитесь на рассылку рецептов и советов

СТАТЬЯ

Ярмарки выходного дня в Москве

Более 125 сельскохозяйственных ярмарок выходного дня открылись в Москве 1 июля. На них представлено в общей сложности более 6,5 тысяч торговых мест. Торговые места на ярмарках выходного дня предоставляются торговцам бесплатно. Мы предлагаем адреса ярмарок выходного дня на территории города Москвы по территориальным округам.

СТАТЬЯ

Мы там были: фабрика мороженого «Баскин Роббинс»

Директора фабрики <strong>Баскин Роббинс</strong> зовут <strong>Владимир Пимонович Егоров</strong>. Он - единственный среди московских и подмосковных мороженщиков человек, согласившийся пропустить нас на производство. И разрешивший фотографировать.

СТАТЬЯ

Рецепты из яблок: кулинарные решения

Рецепты из яблок сейчас нужны всем. Специалисты радостно трубят тревогу — яблок в России в этом году уродится видимо-невидимо. Предлагаем встретить эту новость во всеоружии, не ограничиваясь ...

СТАТЬЯ

Нитраты в овощах и фруктах: есть или не есть

Овощи и фрукты я покупаю или в ближайшем сетевом супермаркете, или на рынке рядом с домом – у знакомых продавцов и фермеров, в качестве товара которых я почему-то уверена. А магазинные дары природы вызывают у меня большие сомнения. Так было до того момента, пока в моих руках не оказался нитрат тестер.

СТАТЬЯ

Блюда из сезонных продуктов

Первое, что приходит мне на ум при словосочетании <strong>«русская кухня»</strong> - это бедный (в современном понимании) и непременно сезонный стол. Но русское бедное, если не злоупотреблять, тоже может быть вкусным.

СТАТЬЯ

Коричневый сахар — как его делают

С той поры, как рыцари-крестоносцы привезли в Европу из своих походов сахарные головы, понимание того, какой сахар вкуснее, достаточно сильно изменилось — все больше народу склоняется к тому, что коричневый. Переменились и принципы производства сахара из тростника.

СТАТЬЯ

Коричневый сахар. Развенчание мифов

Этот продукт появился на российском рынке более десяти лет назад. Однако за это время коричневый сахар успел обрасти всякого рода мифами и стереотипами. Мы решили собрать самые распространенные из них ...

СТАТЬЯ

Рыба к вашему столу

«Если вкратце определить состояние дел с рыбой в Москве, да и во всей <strong>России</strong>, следует сказать, что оно неутешительное. Тем не менее, кое-что кое-где все-таки есть», - отныне один из лучших в России специалистов по рыбе Николай Максимов будет регулярно рассказывать на <a href="https://www.gastronom.ru/" target=_blanc><strong>Gastronom.ru</strong></a> о том, как выбирать рыбу и как ее готовить.

СТАТЬЯ

Сливочное масло – что мы едим?

Состав &mdash; единственное свойство сливочного масла, известное по умолчанию, то есть указанное на этикетке. Дальнейшую экспертизу можно предпринять исключительно после покупки. Итак, мы покупаем ...

КОММЕНТАРИИ

Пока нет комментариев

Branding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding image