
Строгий пост – это серьезная нагрузка на организм. Посудите сами: ни молока, ни сыра, ни кефира, ни ...
Верность традициям блюли три дня, с пятницы 25 ноября по воскресенье 27 ноября. Братия явно не слишком пристально инспектировала торговцев, иначе едва ли можно было бы здесь обнаружить молдавское вино в литровых пластиковых бутылях без этикеток, по 200 руб. за литр. Бутыли, впрочем, не бросались в глаза. А местные жители, спеша через площадь по своим надобностям, дивились на чудо, толкались у прилавков и доставали торговцев одним и тем же вопросом:
- И давно вы тут?
- Да второй день. Завтра уже сворачиваем.
- А в следующий раз когда?
- Да когда благословят...
Окрестных обитателей можно было понять: ни в ближайшем супермаркете, ни даже на Даниловском рынке, что в пешей доступности от этих мест, ни за что не купить того, чем торговали на подступах к патриаршей обители. Замороженные, один к одному, опята – вологодские, а не китайские (100 руб./кг), Соленые моховики из великоновгородских лесов (250 руб./кг). Нерафинированное подсолнечное масло из-под Тамбова (100 руб./литр), отжатое из свежих или жареных семечек, с острым запахом, вызывающим в памяти картины детства. Ростовский каштановый мед (800 руб./ кг).
С утра в выходные, дабы подсластить постную пилюлю, на площади устраивали молебны и, в продолжение программы, выступления фольклорных ансамблей. У входа в обитель монастырский шеф-повар Олег Ольхов (и приглашенные шефы) проводили мастер-классы – квашение капусты, рыбные котлетки... Воронежский гость Сергей Бочкарев солил в своем шатре семгу и торговал вяленой камбалой и копченым палтусом. От запаха сводило челюсти. Какой пост - налицо пир живота! И в этом было главное лукавство происходящего. Да, в пост верующим нельзя масла, мяса etc. Но даже я, не православная, понимаю: суть поста не в том, чтобы найти запретному плоду адекватную замену, а в том, чтобы вовсе без него обойтись. Сидеть на хлебе с водой, изживая в себе гурмана, думая не о пище, а о душе. О грядущем красном празднике, но не о красной икре.
Да, и по поводу рыбы. Все словно забыли, что рыбу в пост дозволено есть раз в неделю. Между тем, львиная доля постного рынка торговала дарами морей и рек. Наряду с мурманской камбалой (160 руб./кг) можно было купить средиземноморскую тюрбо, черноморскую кефаль (210 руб./кг), балтийскую корюшку (175 руб./кг). В мороженом виде, что представлялось проблемой: на улице было +2ºС, к середине дня в воскресенье распогодилось, рыба таяла на глазах, и утешаться можно было разве что рыбой вяленой, соленой, копченой и просто икрой - красной и черной, из палтуса, стоивший немногим дешевле лососевой (1410 руб./кг против 1600). Если верить ценнику, икра была малосоленой. Но на мой вкус, даже пересоленной, если сравнивать ее с той икрой палтуса, которую я купила неделю назад в «Ашане».
С молочными продуктами обстояло хуже. Самый изобильный прилавок торговал исключительно белорусской продукцией. «Откуда, - спрашиваю, - везете?» - «Гомель, Минск», - отвечают. Гомель в недавнем прошлом - радиоактивная зона. Период полураспада радиоактивных элементов на нашем веку не закончится. Он еще толком, боюсь, и не начался.
А за соседними с белорусами прилавком два молодца в монашеских одеждах из Нило-Столобенской Пустыни (где-то на Селигере) бойко торговали консервированными солениями (200 руб. за литровую банку). Помимо банок, они предлагали настоящие деликатесы: восхитительный ржаной, без примесей, хлеб, нежнейшую коврижку из шоколадного теста и копченых сазана и сига - ради них можно родину забыть. Попутно у монахов можно было разжиться медовухой (безалкогольной), ягодным сбитнем, и всем этим они торговали так ловко, что сомнения в их принадлежности к духовному сословию наверняка посетили не меня одну.
Напротив монахов сестры во Христе торговали продуктами из закромов хозяев праздника – Данилова монастыря. И я снова купилась. На приобретенной мной упаковке апельсиновых кексов было указано: «Постный продукт». И еще «бездрожжевой». Сбоку – монастырский логотип. Уже дома я обнаружила в перечне ингредиентов коньяк. Меня это, понятно, не могло остановить. А вас?
Иллюстрации в тексте: Анна Кантемирова
Строгий пост – это серьезная нагрузка на организм. Посудите сами: ни молока, ни сыра, ни кефира, ни ...
О том, что постное меню может быть ну очень вкусным, писал еще Иван Шмелев. Опыт наших читателей ...
Пост иногда расценивают как некую диету, возможность сбросить лишний вес. Но чаще бывает ...
Важно не только грамотно держать пост, о чем мы уже писали, но и с умом разговляться. Первые дни ...
Соевые продукты становятся особенно популярными в пост – это отличный источник легкоусвояемого белка ...
Постные рецепты не должны быть скучным и однообразным. Крупы, овощи, фрукты, грибы, ...
Супермаркет рядом с домом — это правильно, это удобно, это цивилизация (порошковое молоко, быстрый ...
Все, что можно почерпнуть из текста: автор - не православный человек, а люди, пришедшие и торгующие рыбой и алкоголем во время поста, - как минимум обманщики, требующие наказания. Судить как раз Вы не имеете права. В вопросах православия наблюдатель Вы не внимательный. А вот Ваше мнение по данному вопросу вполне очевидно, только не пишите, пожалуйста, о том, о чем не имеете ни малейшего представления.
Вкуснейший репортаж!!! И немного остроумный:)
По поводу вина: мои к нему претензии состояли в том, что название продукта -- "вино" -- было указано лишь на ценнике, разлит напиток был в пластиковые бутылки без опознавательных знаков. Торговля непонятно каким вином без документов -- подсудное дело. Устроитель ярмарки должен за такими вещами следить и за них отвечать. Коньяк же в качестве разрыхлителя -- до этого бы не додумались даже бутлегеры времен американского сухого закона. Коньяк в десерты добавляется ради аромата -- подтверждаю, кексы были недурны, коньячный аромат никуда не делся. По поводу допущения, а точнее, недопущения в пост крепкого алкоголя существуют четкие указания, не допускающие разночтений. Растительное происхождение тут ни при чем, а ваша попытка смешать явления разного порядка -- очередное лукавство, из многих, слышанных мной из уст православных неофитов и пиарщиков от РПЦ. Это лишь попытка оправдать несоблюдение ограничений, которые налагает на верующих религия. Я, собственно, и не возражаю -- как я уже подчеркивала, не будучи православной, я лишь наблюдаю за процессом. Однако наблюдатель я внимательный. И даже не придерживаясь православных норм поведения, я в праве судить о том, как хранят им верность те, кто кричит о своей вере на каждом углу. Боюсь, что истинно верующий человек никогда не ввязался бы в подобный спор и не стал бы оправдывать явное упущение производителей Данилова монастыря и обсуждать с батюшкой меру своего поста. Он его соблюдал бы -- или нет, но ни за что не стал бы нападать на иноверцев. Это, знаете ли, как раз и не по-христиански.
Никакой злобы не заметила. Нормальный интересный репортаж. Наверное я сама добрая, раз злобы не увидела...
Коньяк или водка является продуктом растительного происхождения. Пьянство являтся грехом и в скоромные дни, а добавка в тесто-это не грех, а разрыхлитель,тем более во время тепловой обработки спирт испарится. Каждый определяет меру своего поста с о своим батюшкой(а не из интернета). Растительное масло и вино допускается во время поста по выходным( без злоупотребления-для поддержки сил) даже во время Великого поста, а Рождественский пост самый нестрогий-разрешена рыба за исключением понедельника ,среды и пятницы. Сколько же злобы в этой статье и осуждения, а между тем автор даже не в теме...и не стесняется своей некомпетенции) Может быть Вам попоститься самой- добрее станете...наверное...