Недавно в журнале Foods (2026) опубликовали статью, в которой разъясняется механизм влияния на зрение. Ключевую роль ученые отвели в этом вопросе оси «глаза-кишечник», а важную роль в нормализации работы этой оси отводят антоцианам.
Почему наши глаза страдают
Ключевыми проблемами зрения, включая старческие ухудшения, различные проблемы на фоне сопутствующих заболеваний и проблем здоровья, можно считать:
- Высокую зрительную нагрузку без достаточных периодов отдыха.
- Оксидативный стресс, влияющий, в том числе, и на зрительный анализатор.
- Процесс системного воспаления, затрагивающий и сосуды глаза.
- Дефицит питательных компонентов, витаминов и микроэлементов, необходимых для регенерации тканей.
Что такое антоцианы
Антоцианы — это группа природных соединений, красителей, которые придают чернике, ежевике и голубике их характерный цвет.

Именно антоцианы, как было выяснено исследователями, помогают в защите глаз по всем фронтам. Однако просто съесть горсть ягод и надеяться, что зрение восстановится — неосмотрительно. Путь питательных компонентов длительный. Это:
- желудок: там высокая кислотность, поэтому часть антоцианов в нем разрушается.
- печень: выжившая часть антоцианов попадает в печень, которая их частично трансформирует.
- кишечник: ключевая роль — именно у него. Большая часть ягод доходит до толстого кишечника почти целой. Там живут полезные бактерии — микробиота. Именно они «лакомятся» остатками ягод, превращая их в полезные для зрения соединения, которые проникают в кровь и реанимируют сетчатку и сосуды. Если есть проблемы с микробиотой, эта защита существенно страдает, поэтому важно следить за своим питанием, чтобы сохранять острое зрение как можно дольше.
Как именно антоцианы защищают зрение
Добираясь до органа зрения, антоцианы прямо выметают вредные свободные радикалы, чтобы клетки сетчатки не погибали раньше времени, снимают хроническое воспаление, укрепляют стенки крошечных сосудиков, чтобы кровь лучше текла к глазному дну, мешают расти бляшкам атеросклероза в сосудах. К тому же они улучшают реакцию на инсулин, защищая мелкие сосуды от разрушения глюкозой.
Ранее мв привели результаты 24-летнего исследования о пользе черники для сердца.