Российские ученые решили проблему «электронного нюха»

04 октября 2023 г.

Очередным витком в улучшении технологии стала разработка математической модели, основанной на использовании передовой биоподобной элементной базы. Такое решение предложили ученые ННГУ. Они утверждают, что эта разработка войдет в основу устройств, которые намного опередят по точности распознавания все имеющиеся на сегодня подобные устройства.

"Электронный нюх"
"Электронный нюх" (Фото: Shutterstock/FOTODOM)

Разработчики считают, что мир нуждается в «электронных носах». Сфера их применения весьма обширная и способна серьезно облегчить жизнь людей, помочь решить множество задач и даже спасти жизни. Такие устройства будут востребованы на пищевой промышленности, в экологическом надзоре. Интеграция возможна с любой системой безопасности, а использование в медицине может решить трудности протезирования и исследования заболеваний.

Человеческое обоняние, которое ученые так стремятся имитировать, многие годы остается все еще нерешаемой проблемой. Поиск способов по достижению максимально близкого результата превратился в своеобразную гонку среди ученых. Специалисты считают, что все достигнутые результаты и имеющиеся разработки имеют ряд ограничений и недостатков, поэтому выступают скорее трамплином к созданию действительно достойного результата, который сможет стать высокоточным аналогом обоняния человека.

В опубликованной учеными Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского работе предложен иной подход в решении трудностей этой задачи. Авторы работы говорят о новой модели нейроморфного анализатора обоняния. Эта модель включает слой рецептивных нейронов, которые воспринимают различные запахи, и слой нейронов-«декодеров», которые эти запахи будут распознавать.

Пока ученые продолжают биться над достижением нового уровня в создании более точных аналогов «электронных носов», специалисты пищевой промышленности подтверждают необходимость таких устройств. Ведь качество продуктов питания определяет ряд свойств, которые выявляют их пригодность для удовлетворения потребностей человека. Для оценки достоинств пищевых продуктов, определения их качества на разных этапах производства уже сегодня используются сенсоры и иные технологии. Однако новые разработки смогут значительно повысить уровень контроля качества.

Тема инноваций и других ноу-хау является актуальной для российский пищевой промышленности. Эти и другие нововведения будут обсуждать эксперты и участники отрасли на Международном форуме Innofood 2023. На мероприятии, которое пройдет в Сочи, соберутся представители 150 компаний и эксперты отрасли из 10 стран мира.

Разработки российских ученых все чаще направлены на автоматизацию и решение задач без участия человека. «Гастроном» рассказывал об умном земледелии и новых возможностях, которые фермерам откроют агродроиды.

Статья подготовлена с использованием материалов журнала Biomimetics.