Рейтинг@Mail.ru
Курс на локальность и простоту: как выглядит ресторан будущего

Курс на локальность и простоту: как выглядит ресторан будущего

gastronom
07 октября 2025 г.
0Комментировать

Представьте себе ресторан будущего. Что вы видите? Футуристические интерьеры, фантастические кулинарные шоу и роботов, которые обслуживают вас по первому требованию? Но ресторан будущего — это не только технологии ради технологий. Вместо сложных сочетаний гостям все чаще предлагают блюда из местных, натуральных продуктов, которые дарят чувство сытости и комфорта. Нас ждет возвращение к истокам, только в новом формате. О главных трендах рассказывает Руслан Италмазов, бренд-шеф кулинарного альянса Novikov Group & Family Garden. 

Курс на локальность и простоту: как выглядит ресторан будущего
Курс на локальность и простоту: как выглядит ресторан будущего (Фото: Shutterstock/FOTODOM)

Сложно не значит хорошо

Появление новой технологии неизменно вызывает ажиотаж: гостей удивляют сложными блюдами из экзотических продуктов, уникальной концепцией, подачей.

Молекулярная кухня

Несколько лет назад в тренде была молекулярная кухня. Гостей изумляло, что повара используют различные шприцы, дистилляторы, пинцеты и термометры. Прямо на тарелке пирожное могло изменить свой цвет и форму, а картофель вдруг оказывался... сладким десертом. Сегодня молекулярная кухня становится, скорее, частью мероприятия — гостям предлагают анимационные станции, где блюда готовятся прямо на глазах, а вкус, как правило, не соответствует внешнему виду.

Открытая кухня

Современный тренд на открытую кухню в ресторанах существует в двух форматах: как гастрономический театр для разового посещения или как органичная часть концепции
Современный тренд на открытую кухню в ресторанах существует в двух форматах: как гастрономический театр для разового посещения или как органичная часть концепции (Shutterstock/FOTODOM)

В то же время популярной стала открытая кухня (show kitchen) в ресторанах. Но постепенно тренд выкристаллизовался. Сегодня он актуален и работает в двух вариациях: либо в формате гастрономического театра, где главное — впечатления, а не еда, и куда приходят в качестве разового опыта, либо там, где открытая кухня,  действительно важная и органичная часть концепции. Например, в сети димсамных «Пинг Понг» этот элемент создает отсылку к аутентичным китайским бистро.

Искусственный интеллект

Сейчас на пике популярности искусственный интеллект. В сентябре 2025 года в центре Дубая запустили ресторан Woohoo. Еще на этапе анонсов заведение позиционировалось как «ресторан будущего», поскольку меню в нем составляет большая языковая модель Chef Aiman. Программа была обучена на основе рецептов со всего мира, научных исследований последних лет и данных о молекулярной кухне. Исходные рецепты, сгенерированные ИИ, затем доработали люди, приготовлением также занимаются профессиональные шеф-повара.

От постоянного колебания трендов рестораторы иногда попадают в когнитивную ловушку: кажется, чтобы быть на пике востребованности в будущем, нужно продолжать пытаться успеть за всеми веяниями и делать все еще ярче, еще креативнее.

Но реальность выглядит немного иначе. И российский ресторанный бизнес, являясь отражением многогранной культуры страны и запросов гостей, продолжает формировать собственные тенденции. Среди них:

  • локальность и сезонность;
  • домашняя кухня и располагающая атмосфера;
  • переосмысление традиционной русской кухни и акцент на национальных кухнях.

Выходит, что эксперименты привлекают гостей в формате «здесь и сейчас». Но для регулярных субботних обедов с семьей или встреч с друзьями ищут что-то знакомое, привычное.

В приоритете осознанное питание

Мир меняется, и в нем возрастает ценность принципов здорового образа жизни, в том числе правильного питания. В 2024 году 88% россиян отмечали, что придерживаются ЗОЖ, из них 53% отметили, что делали это и раньше: следует из опроса ВЦИОМ.

И действительно, гости ресторанов становятся более требовательными и осознанными: они хотят знать, что едят, откуда приехал тот или иной продукт, как он приготовлен и как это повлияет на их здоровье.

Comfort food

Все большую популярность набирает простая и понятная еда, или, как ее еще называют, comfort food. Это блюда, которые дарят ощущение уюта и безопасности, напоминают о детстве. Гости хотят условное картофельное пюре с маслом и котлету, но они не готовы тратить время и другие ресурсы на приготовление, сервировку стола, мытье посуды. Простота приходит и в описания блюд: условно в меню вместо «восхитительного салата с солнечным ароматом томатов» будет лаконичный «салат с южными помидорами».

Национальная кухня

Грузинская кухня — новый гастрономический тренд
Грузинская кухня — новый гастрономический тренд (Shutterstock/FOTODOM)

Возвращается мода на традиционную национальную кухню. Если около 10 лет назад повсеместно открывались заведения узбекской кухни, то сегодня можно отметить тренд на грузинскую кухню. Так, в 2024 году самой быстрорастущей франшизой стала сеть «PRO.Хинкали». Многие пробовали аутентичные хинкали, хачапури и харчо в путешествиях и хотят вновь пережить волнующий гастрономический опыт.

Локальные продукты

Важную роль играет доступность еды для широкой аудитории. В ресторан могут прийти семьи с детьми, студенты, пенсионеры и заказать сразу несколько блюд. Но доступность не означает компромисс с качеством. Придерживаясь принципов ответственного питания, в ресторанах стоит делать акцент на локальных продуктах. Например, зелень, фрукты, мясо и молочные продукты лучше закупать у местных фермеров, что позволяет поддерживать региональное производство, обеспечивать свежесть ингредиентов и сокращать расходы на логистику. Локальность стоит отражать и в меню — писать о «черноморской барабуле», «ялтинском луке» или «суздальских огурцах». Такая информация позволяет повысить интерес к блюдам, сделать сезонное меню более ярким и разнообразным.

Ресторан как платформа: впечатления, технологии, лояльность

В концепции ресторана будущего важна забота о потребностях гостей. К примеру, для многих родителей семейный поход в ресторан может осложниться тем, что дети будут скучать, требовать гаджеты и в целом не дадут спокойно отдохнуть. Но если ресторан предлагает для детей интересный досуг, когда родители могут выдохнуть, это сразу дает ему дополнительные очки и повышает лояльность. Например, в ресторанах «Южанин» регулярно по выходным проходят детские кулинарные мастер-классы, шоу-представления и праздники с аниматорами.

Еще одна возможность завоевать новых поклонников — участие в гастрономических фестивалях. Так, фестиваль «Тайгастро», который в этом году проходил с 1 по 20 августа и объединил более 400 ресторанов из 60 городов России и Казахстана, позволил гостям познакомиться с уникальными региональными продуктами, самобытными рецептами и новыми вкусами блюд.

С 1 по 14 сентября в 13 городах России проходил второй всероссийский Фестиваль устойчивой гастрономии О2 («Кислород»). В рамках фестиваля каждый ресторан представлял специальное меню, разработанное согласно принципу zero waste. Его главная цель состоит в том, чтобы насколько возможно уменьшить количество отходов. Это тоже вариация тренда на простоту и переосмысление привычных продуктов. К примеру, в меню одного из ресторанов-участников представили свеклу во всем ее многообразии — от ботвы до сердцевины, приготовив и карпаччо, и ризотто, и даже свекольное мороженое.

Но сегодня уже недостаточно просто делать хорошо и вкусно. О ресторане нужно рассказывать: регулярно генерировать инфоповоды, работать с блогерами и инфлюенсерами. Не менее важны инвестиции в рекламу и продвижение, ведь о заведении должны узнать все.

Чтобы о ресторане говорили (причем и сегодня, и в будущем), необходимо соблюсти несколько важных условий.

  • Создать качественный сайт с информацией о концепции, истории ресторана, меню, партнерах и отзывах, который будет привлекать трафик и работать как визитная карточка.
  • Разработать и запустить программу лояльности, использовать CRM-систему для поддержания качественной связи с гостями. Это поможет превратить посетителей в преданных поклонников.
  • Выстроить хорошие отношения с медиа. В ресторанном бизнесе маркетинг и PR идут в тесной связке, работая на репутацию заведения или всей сети.

Не стоит забывать о телеграм-каналах и небольших тематических блогах, которые часто поддерживают качественные проекты и пользуются большим доверием у аудитории.

Резюме: ресторан будущего — не какой-то технологичный проект из фантастических фильмов, а вполне осознанный выбор в пользу устойчивого развития, поддержки местных производителей и создания подлинного кулинарного опыта. Технологии в этом смысле призваны, скорее, лишь помочь с автоматизацией некоторых рутинных процессов, но не заменить человека, который творит на кухне, создает новые вкусы и яркий эмоционально-гастрономический опыт для гостей.

Если вы заметили ошибку или неточность, пожалуйста, .
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
Культовые заведения из кино и сериалов, которые действительно существуют
Культовые заведения из кино и сериалов, которые действительно существуют

Уникальную атмосферу любимого кино создают не только актеры, но и локации. Многие из них можно посетить в реальности (сейчас, правда, чуть сложнее). Рассказываем про заведения с экрана, которые отнюдь не были декорацией.

Сервировка со вкусом: какие бренды посуды правят бал в московских ресторанах
Сервировка со вкусом: какие бренды посуды правят бал в московских ресторанах

Посуда давно вышла за рамки утилитарного предмета — сегодня она играет важную роль в создании гастрономического настроения. В столичных ресторанах ей уделяют не меньше внимания, чем продуктам или подаче. Разбираемся, какие бренды украшают сервировку в самых стильных заведениях Москвы и почему именно эти марки выбирают рестораторы и шефы.

Наталья Назарова

Кофейный омакасе: что это такое и как повторить тренд у себя дома
Кофейный омакасе: что это такое и как повторить тренд у себя дома

Кофейный омакасе — новый гастрономический тренд, вдохновленный японской культурой и кофейной волной третьего поколения. Это не просто дегустация, а тщательно выстроенный ритуал, в котором чашка кофе превращается в часть гастрономического спектакля. Рассказываем, откуда пришла эта традиция, где можно поучаствовать в такой дегустации и как устроить кофе-омакасе у себя дома.

Лучшие рецепты и идеи для вдохновения каждую неделю
Ваши данные защищены Yandex SmartCaptcha
КОММЕНТАРИИ
Уже зарегистрированны на gastronom.ru? Войдите или оставьте комментарий как гость
Ваши данные защищены Yandex SmartCaptcha

Пока нет комментариев

Еще больше идей и рецептов — в наших соцсетях