Что ели школьники в СССР

Что ели школьники в СССР

Ольга Захарова
31 августа 2020 г.

После отмены в 1935 году продовольственных карточек было принято решение обеспечить столичных школьников бесплатными горячими завтраками. Накануне 1 сентября вспоминаем вместе с Главархивом Москвы, что ели советские учащиеся с конца 30-х по начало 80-х годов.

Ученики 4-го класса школы № 248 Катя Глебова и Вася Дивцов в школьном буфете. 1958 г. Фото Н. Максимова. Главархив Москвы
Ученики 4-го класса школы № 248 Катя Глебова и Вася Дивцов в школьном буфете. 1958 г. Фото Н. Максимова. Главархив Москвы (Фото: Главное архивное управление города Москвы (Главархив))

30-е годы

468 тысяч мальчишек и девчонок в 1936-1939 годах получали на большой перемене завтрак из двух-трёх блюд. Как правило, меню включало котлету с кашей или с картофельным пюре, стакан чая, молока или кофе, а порой яблоко или грушу.

Из протокола Президиума Московского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов – о питании школьников в 1936/37 учебном году: «Изготовление продукции для буфетов производить в 45 базовых школьных столовых. Для школ немецкой, англо-американской и рублёвской организовать три столовых закрытого типа. Установить в школьных буфетах два вида завтраков: по 50 коп. (стоимость сырьевого набора 40 коп., наценка 10 коп.) и в 1 руб. (стоимость сырьевого набора 75 коп., наценка 25 коп.). Отпуск питания для детей организовать по специальным абонементам как на завтраки, так и на ту добавочную продукцию, которая будет отпускаться буфетами. Освобождённые от столовых школьные помещения использовать для нужд школ (классы, кабинеты и др.)».

Учащиеся выходят из дверей средней школы № 48 Дзержинского района. Москва, 1930. Фото Я. Берлина
Учащиеся выходят из дверей средней школы № 48 Дзержинского района. Москва, 1930. Фото Я. Берлина

40-е годы

Во время Великой Отечественной войны о питании детворы в школах тоже не забывали. Вот выдержка от 20 сентября 1942 года из Приказа по тресту столовых Тимирязевского района г. Москвы об обеспечении завтраками в новом учебном году учащихся школ района: «Организовать 21 сентября сего года при школьных буфетах завтраки, отпуская без карточек 50 г хлеба и 10 г сахара, а также блюда, приготовленные из ненормированных продуктов (винегрет, голубцы с морковью, солянки, компот и т.д.). Отпуск завтраков производить по талонам, выдаваемым директорами школ».

Учащиеся Сухаревской средней школы пишут диктант. Московская область, пос. Сухарево, 1942 г. Фото С. Васина
Учащиеся Сухаревской средней школы пишут диктант. Московская область, пос. Сухарево, 1942 г. Фото С. Васина

60-70-е годы

К началу 1966-1967 учебного года в городе было открыто уже 20 школьных столовых на 4960 мест, а в 1967 году – ещё 32 столовые на 7700 мест. До конца пятилетки заработало ещё 90 школ со столовыми на 21,6 тысяч мест.

Ежедневно около 500 тысяч учащихся завтракали и обедали в школе. Для их питания был разработан ассортимент завтраков стоимостью 10 и 15 коп. и обедов по 30 коп. В ассортименте: котлеты мясные, сосиски, сырки творожные, молоко и кефир в мелкой расфасовке.

Во время урока в 1 классе средней школы № 44 Черёмушкинского района. Москва, 1979 г. Фото В. Егорова
Во время урока в 1 классе средней школы № 44 Черёмушкинского района. Москва, 1979 г. Фото В. Егорова

80-е годы

В 1981 году были выпущены методические рекомендации, впервые разработанные для всех трёх возрастных групп школьников. 1 группа – учащиеся 1-4-х классов; 2 группа – учащиеся 5-7-х классов, и сюда же относятся девочки 8-10-х классов; 3 группа – мальчики 8-10-х классов. При их составлении учитывалось не только общее количество белка и жира, но и их качественный состав, то есть содержание белка животного происхождения, обеспечивающего незаменимые аминокислоты, и растительного жира – источника необходимых для растущего организма полиненасыщенных жирных кислот.

«При составлении меню необходимо правильно сочетать не только блюда, но и продукты. Например, если в обед первое блюдо овощное, то во втором блюде следует использовать крупяной гарнир, мясные изделия следует использовать, употребляя с овощами и зеленью. При этом наиболее полноценные и необходимые для детского организма продукты, такие как молоко, мясо, яйца, масло, овощи, сахар, должны включаться в меню ежедневно, а другие (творог, рыба, сыр и др.) не реже 2-3 раз в неделю».

Первоклассники одной из московских школ. 1984 г. Фото Р. Фёдорова
Первоклассники одной из московских школ. 1984 г. Фото Р. Фёдорова

Вот как выглядело на деле меню комплексных завтраков и обедов для учащихся старших классов общеобразовательных школ.

  • Завтрак: «Рыбные тефтели в томатном соусе с картофельным пюре», кофе со сливками, хлеб пшеничный.
  • Обед: «Салат из сырых овощей со сметаной», «Суп из бобовых», «Гуляш из говядины с вязкой пшеничной кашей с маслом», компот из свежих фруктов, хлеб пшеничный или ржаной.

Завтракали советские школьники обычно на второй и третьей перемене. Самыми любимыми блюдами для большинства были картофельное пюре с котлетой/сосиской и ломтиком солёного огурца, оладьи со сгущёнкой, «столовский» омлет, творожная запеканка и сырники. Каши, особенно манную, ели только самые голодные и неизбалованные дети. На завтрак можно было купить: булочки, «язычки», пирожки с повидлом, песочные колечки с орехами, коржики. А кроме компотов и кофе со сливками запивали всё чаем, киселём, какао или молоком.

В буфете школы № 45. 1968 г. Фото В. Рунова. Главархив Москвы
В буфете школы № 45. 1968 г. Фото В. Рунова. Главархив Москвы

Благодарим Марию Музалевскую, руководителя пресс-службы Главархива города Москвы за помощь в подготовке материала

Все права на фотоизображения принадлежат Главному архивному управлению города Москвы

Для московских выпускников стартуют стажировки в Главархиве Москвы.

С 10 августа выпускники столичных вузов и колледжей смогут пройти отбор на оплачиваемую стажировку в Главархиве Москвы, а также в других учреждениях Комплекса социального развития Москвы. Проект поможет молодым специалистам получить профессиональный опыт.
Подать заявку на стажировку и узнать подробнее об условиях отбора и участия можно на сайте проекта (здесь). Заявки принимаются до 10 сентября 2020 года.

Для этого необходимо заполнить анкету, прикрепить резюме, указав сведения об образовании, опыте работы и волонтерской деятельности, а также записать промо-видео на тему «Рассказ о добром деле или достижении, которым вы гордитесь».

Стать участником проекта может выпускник московского вуза 2019 или 2020 годов или выпускник колледжа, не старше 30 лет, имеющий постоянную регистрацию по месту жительства в Москве.

С 10 по 20 сентября кандидаты пройдут тестирование в дистанционном формате, которое поможет определить необходимые для работника социальной сферы компетенции – отзывчивость, ответственность, коммуникабельность, умение работать в команде и анализировать информацию.

Стажировка предполагает 20-ти часовую рабочую неделю. График обсуждается с работодателем индивидуально. Зарплата составит 20195 рублей до вычета налогов.

Стажировка продлится три месяца – с октября по декабрь. В конце года для участников пройдет выпускной вечер.

Если вы заметили ошибку или неточность, пожалуйста, .
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

СТАТЬЯ

Телескопы в парке, открытие Третьяковки и 12000 рублей за лучшую массовую песню. Как гуляли москвичи летом 1945 года

Городские парки стали излюбленным местом прогулок для москвичей. Летом здесь особенно многолюдно. А как проводили жители столицы первое мирное лето 1945 года? Чтобы узнать это, мы почитали ...

СТАТЬЯ

Что ели жители Москвы во время Великой Отечественной войны

Благодаря Главархиву Москвы мы узнали, что в годы войны основными источниками питания горожан были карточки, огороды, отделы рабочего снабжения и, частично, колхозные рынки. Приведём статистику ...

СТАТЬЯ

Шлюпочный поход, печенье «Первомайский привет», игры городошников. Как праздновали Первомай в СССР

Кто-то из вас наверняка помнит, как шагал ребёнком рядом с молодыми родителями в первомайской демонстрации, а на снимках в домашних фотоальбомах дети и внуки видят эти весёлые и энергичные ...

Подпишитесь на рассылку рецептов и советов

СТАТЬЯ

Блокадный хлеб, рецепт и его ингредиенты по воспоминаниям блокадников

Блокадный хлеб – особый продукт, знак памяти и символ жизни, а его рецепт – культурный артефакт Великой Отечественной войны. Блокадный хлеб нельзя оценивать с точки зрения «вкусно/невкусно», одно его ...

КОММЕНТАРИИ

Пока нет комментариев

Branding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding image