Новая Зеландия: фестиваль дикой еды

gastronom
09 мая 2017 г.

Ежегодно, во вторую субботу марта, в маленький провинциальный городок Хокитика, что на западном побережье Новой Зеландии, устремляются тысячи любителей экзотической еды. В этот день здесь проходит фестиваль дикой еды или, как еще его здесь называют, «день безумной жратвы».

На фестивале можно попробовать виски из сосисок; вино из улекса (небольшой, но очень колючий кустарник); сахарную вату из мха; высокобелковых дождевых червей; гамбургеры из мяса опоссума и ростков бамбука; котлеты из кумары; мороженное из личинок осы; пирожки с сорокой; шашлык из крокодила; желе из овечьих мозгов; жареную саранчу и даже кенгуру на палочке. На пёстром фоне этой съестной вакханалии когтистые куриные лапы в кисло-сладком китайском соусе смотрятся достаточно скромно, а шаурма и вовсе являет собой продуктовый анахронизм.

Жаренные бараньи мозги и желе из бараньих мозгов

Кто такой ху-ху и как его едят

Каждый год, главное, можно сказать, культовое «блюдо» фестиваля - это личинки жука Ху-ху, самого большого жука Новой Зеландии. Впрочем, сам он не такой уж огромный, «всего» три с половиной сантиметра в длину, но личинки его вырастают до семи сантиметров. Привычка есть этих белых, извивающихся, толстых червяков пошла от местных аборигенов – маори. Хотя в случае маори потребление насекомых на фоне процветающего каннибализма выглядело, скорее, попыткой разнообразить мясной стол неким лакомством, своеобразным десертом. Теперь же, спустя пару-тройку столетий, поедание личинок жука ху-ху стало туристическим аттракционом и обязательным атрибутом фестиваля «Безумная жратва». Личинку здесь подают в двух видах: поджаренную до ровного золотистого цвета на углях или сырую, а вернее, живую. Поедание личинки ху-ху - своеобразный тест на безбашенность, брезгливость и решительность «А не слабо такое съесть?».

В поисках личинок ху-ху...

Свежих личинок из трухлявых бревен на солнечный свет выковыривают парни, ловко орудующие топорами – только труха летит. И тут же предлагают купить понравившуюся гусеницу. Цены на ху-ху, почти как в монологе Жванецкого: маленькие - по два доллара, большие – по пять. Если же силы воли или безжалостности не хватает, чтобы разжевать живую особь, но попробовать всё же хочется, всегда можно выбрать жареный вариант.

Желающих отведать червяков в этот раз было не так много, а вот зевак с квадратными глазами вокруг смельчаков толпилось в десять раз больше. Собираясь на фестиваль, я раздумывал, что, может, и решусь «бросить на зуб» жаренную личинку. Но оказавшись уже у прилавка с этими червями, купил одного живого и понял, что медлить нельзя: быстро запихал его в рот и немедленно разжевал… Считается, что вкусом личинка ху-ху похожа на курицу в сливочном соусе. Может, жаренная и похожа, но сырая оказалась некой мягкой субстанцией с лёгким ореховым привкусом.

...маленькие - по два доллара, большие – по пять

Выпил кавы-кавы и весь день свободен

Вообще, для желающих попробовать новые блюда или пощекотать свои нервы, съев что-то особо экзотическое, фестиваль просто раздолье. Надо лишь выбрать между, скажем, желе из овечьих мозгов или жареной саранчой на палочке. А запить любой деликатес можно стаканчиком кавы-кавы. Это традиционный напиток туземцев Океании готовится из корней перца опьяняющего. Рецепт его очень прост: высушенный молотый корень смешивают с холодной водой и отжимают через ткань. На вкус и вид кава-кава – мутная, грязноватая вода с горчинкой. Эффект от употребления кавы-кавы получается примерно, как от алкоголя – он расслабляет, снимает стресс и утомление. При этом, в отличие от алкоголя, не затуманивает мозг, не вызывает привыкания и похмельного синдрома. Выпил стаканчик и через минуту немеет нёбо, а через полчаса ты на время забываешь об усталости, и недавние неприятности уже не кажутся такими значительными. Кава-кава еще, между прочим, и отличное снотворное, без опасности передозировки. Впервые я попробовал этот напиток на Фиджи, где церемонии Кава-кава уделяется большое внимание, потому что именно фиджийцы считают себя создателями этого напитка и основоположниками культуры его употребления.

К слову сказать, продажа и употребление корня опьяняющего перца в ряде европейских стран, в том числе и в России, запрещено. В США введено ограничение на его продажу, а в Австралии и Новой Зеландии и корень, и напиток из него абсолютно легальны.

Палатка с самогоном, который принято дегустировать прямо из аппарата

Новая Зеландия – рай для охотников

Конечно, больше всего на фестивале было блюд из охотничьего мяса – из кабанов, оленей, диких коз, валлаби и зайцев. Благо, охота в Новой Зеландии - это очень доступное хобби. Нет никаких ограничений - ни охотничьих сезонов, ни лимита на отстрел, ни лицензирования добычи. Просто рай для охотников. Несколько сложнее ситуация обстоит только для любителей утиной охоты - здесь существуют свои строгие правила.

Охотничий шашлык из мяса диких животных с грибами и сладким перцем

Об истории фестиваля

Фестиваль дикой еды, выросший из дня празднования открытых золотых месторождений, впервые состоялся в 1990 и привлёк всего 25 участников и около двух тысяч гостей. Сейчас он стал знаковым событием для всей страны и ежегодно собирает десятки тысяч новозеландцев и туристов со всего мира.

Ежегодно фестиваль собирает десятки тысяч новозеландцев и туристов со всего мира

Западное побережье Южного острова Новой Зеландии, и в частности, город Хокитика, где проходит фестиваль – особый регион. Быт здесь устроен несколько по-другому, чем в других частях страны. Жизнь течет медленее, местные жители более открытые и дружелюбные, чем в других частях страны. Непростой климат и оторванность от промышленных центров стали своеобразным фильтром для местных поселенцев: случайные люди здесь надолго не задерживаются. Но тем это место и уникально. Здесь сохраняется не только природа в первозданном виде, но и человеческие отношения. Западное побережье – словно последний островок дикой природы, который протоивостоит натиску глобальной мировой цивилизации.

В середине 19-го века, во времена свирепствовавшей в этих краях золотой лихорадки, Хокитика был одним из самых густонаселённых городов страны. А нынче это маленький, чистенький, уютный поселок с населением в три тысячи жителей, лежащий на побережье Тасманового моря и укутанный непролазным лесом из кустарника, замшелых лиственных деревьев и высоченных древовидных папоротников. Это самый сырой населенный пункт Новой Зеландии, рекордсмен по количеству осадков: дождь здесь льет больше половины дней в году.

Хокитика - небольшой поселок, лежащий на побережье Тасманового моря.

В этом сезоне нам повезло: заморосило только около двух часов дня. Хотя от дождя прятались только туристы, местных же непогода совершенно не смущала. Добрая четверть из них пришла в маскарадных костюмах, причём некоторые наряды только условно можно было бы назвать одеждой.

Сергей Антонов. Фото автора.