29 декабря 2014 / Gastronom.ru

Как приучить ребенка к полезным продуктам с помощью кулинарного искусства?

Формирование правильного отношения к еде и развитие полезных пищевых привычек у детей — это задача не из легких, но не стоит думать, что раз она сложная, значит, утомительная и скучная. Проявить фантазию в детской кулинарии и превратить ее в настоящее искусство можно. Об этом рассказывает Ольга Энгельгардт, мама двух детей и одна из пионеров food art в России.

  • ольга энгельгардт, детская кулинария

"Мое творчество можно назвать «healthy food art» или «полезные блюда в стиле artplate» (искусство на тарелке)".

Предыстория

Я – мама двух мальчиков, Платона и Лариона, сейчас им 5,5 лет и 2,5 года соответственно. И, конечно, я как и любая мама, хотела и хочу чтобы дети питались полезной и здоровой пищей, но... Дети подрастали, отказывались от специализированного детского питания в пользу того, что едят мама с папой. Тут и пришло первое важное знание: оказывается, чтобы дети питались разнообразно и полезно, родители, как бы банально это ни звучало, должны стать примером для детей, а подавать хороший пример – ох, какое непростое во многих отношениях дело.

Помимо личного примера, я подключила уговоры, рассказы о полезных свойствах продуктов, заманивание сладким, которое будет можно съесть, если тарелка окажется пустой, и даже взывала к уважению мамы, которая готовила битый час этот здоровый ужин. Но результат был примерно одинаков: «Не хочу, не нравится, не буду пробовать!» Дети не хотели пробовать новые продукты.

Однажды я увидела в интернете материал, где показывалось, как красиво в виде фигурок или мордочек зверей сделать бутерброды, оформить блины или вафли, и мне в голову пришла идея использовать этот подход в своих целях – заинтересовать детей в новых полезных продуктах.

Поначалу я рисовала специальными пищевыми карандашами, которые можно купить практически в любом супермаркете, рисунки на кашах и твороге, затем стала экспериментировать и со вторыми блюдами – выкладывала из котлеток и гарнира героев мультфильмов и книжек, которые мы читали. И результат не заставил себя долго ждать. Могу с уверенностью сказать, что нашла нестандартный и творческий выход из ситуации, который апробировала на своих детях, и хочу поделиться своим опытом с вами.

В своей колонке я буду рассказывать о пользе различных продуктов и о том, как заинтересовать ребенка попробовать их с помощью картин на тарелке, какие картины можно сделать и где искать вдохновения.

С чего начать приготовление картины?

Начать можно с малого и самого простого: приготовив кашу, которую ребенок ест с неохотой, попробуйте с помощью шоколадной глазури и цветных пищевых карандашей нарисовать сверху рисунок: машинку, поезд, смешную рожицу, цветочек, зайку — что-то несложное, что умеет рисовать каждая мама и, главное, то, что нравится ее ребенку.

Обращаться с гелевыми карандашами легко, а если вдруг линии не такие, как задумывались, их можно слегка подправить зубочисткой. Более опытные мамы могут использовать глазурь, ее можно делать из черного или белого шоколада. Кстати, белую глазурь можно красиво подкрасить пищевым красителем и выдавливать на кашу с помощью кондитерского мешка с насадками или шприца.

Если у вас нет проблем с введением в рацион каш и творога, можно сразу приступить к этапу приучения ко вторым блюдам. Для того, чтобы сделать на них картинку, нужны:

  • чистая тарелка (желательно однотонная),
  • нож,
  • ложка,
  • немного фантазии и желание.

Но у многих родителей возникнет вопрос, с чего же начать – что именно изобразить на тарелке и откуда брать идеи. Тут ответ однозначен – присмотритесь к своему ребенку, наверняка, есть персонаж, или какая-то тема, которая наиболее близка и интересна ребенку в данный момент: кто-то увлекается динозаврами, кто-то машинами, поездами, самолетами, кто-то обожает принцесс или рыцарей, а может лошадей или собак.

Выберите, что вы будете изображать, и найдите для первых опытов в книжке или интернете соответствующий рисунок, не слишком сложный и детально прорисованный. А дальше дело фантазии. В случае, если вы хотите изобразить любимого героя малыша, голову можно сделать из котлеты, тело — из гарнира, а детали прорисовать овощами (либо использовать форму самого овоща – кружочки из горошка, овалы из фасоли, руки-ноги из зеленой фасоли или вырезать ножом нужную форму из овоща). Котлетки и тефтельки также идеально служат колесами для автотраспорта, куриная грудка – телом для животного.

Как преподнести картину на тарелке?

Предлагаю сделать сюрприз и неожиданно для ребенка подать готовый рисунок на обед. Если ребенок не любит внезапных сюрпризов и вообще предпочитает участвовать в процессе творения, то можно его заранее предупредить о такой идее, пригласив к совместному созданию вкусной картинки.

Если вы выбираете вариант сюрприза, то поставив тарелку с готовым блюдом,позовите свое чадо к столу. В момент «знакомства» ребенка с необычным блюдом, будьте с ним рядом, спросите , что видит ребенок на тарелке, или воскликните: «Да это же твой любимый… !”.

В случае необходимости предварительной подготовки ребенка, устройте тематический день, который ваш ребенок не забудет и благодаря которому вдохновиться вашей идеей творческого подхода к питанию.

Допустим сейчас малыш увлекается конкретной книжкой и все время просит почитать именно ее (такая ситуация с чем-то, что в фаворе у ребенка, может быть связана с любимым мультфильмом, животным или каким-то предметом – будь то летающие тарелки или тракторы). Почитайте с ребенком книжку, потом сделайте поделку на тему книжки (мастер-классы и пошаговые инструкции легко найти на просторах интернета), поиграйте в активную игру, опять же по мотивам книги, и предложите на обед вместе приготовить героя этой книги. Придумайте, например, историю, что этот герой узнал про мальчика/девочку (назвать имя ребенка), который его очень любит и решил прийти к нему в гости. Или в зависимости от тематики книги, придумайте, что этот герой пришел к вашему ребенку, чтобы вместе они смогли спасти полыхающий дом от пожара/найти сокровища/полетать на воздушном шаре/... тут дело вашей фантазии.

Очень важно отследить реакцию ребенка и сделать выводы. Если не понравился сюрприз, можно поэкпериментировать с подготовкой ребенка заранее или изменить историю, цель визита героя.

Во время приема пищи можно продолжать рассказывать ребенку о том, что же делает наш герой или из чего вы его сделали, делая акцент на том, какие это полезные продукты и что у малыша от них будут расти крепкие зубки/стишки легко учиться/глазки будут отлично видеть/ножки-ручки будут сильными и смогут отлично помогать маме.

Продолжение следует...

Ольга Энгельгардт

Ольга Энгельгардт:
«Обожаю цитату Гиппократа: «Мы есть то, что мы едим», наверное, она и отражает мои пристрастия в кулинарии и кулинарном творчестве. Заботясь о здоровье своей семьи - я стараюсь готовить полезную и разнообразную еду, а желая привнести в жизнь сказку, привить чувство прекрасного своим сыновьям и научить их любить полезные продукты, - я начала создавать картины на тарелках. Этот занимательный процесс увлек меня с головой, мое творчество изменило наши привычки питания, более того оно приносит мне коллосальное эстетическое удовольствие и сказочное счастье быть на своем месте, позволяет давать детям возможность развивать фантазию и свой сказочный мир, а также формировать с детства здоровые привычки питания».


Советы Ольги Энгельгардт:

Как приучить ребенка к полезным продуктам? Часть вторая

Формирование правильного отношения к еде и развитие полезных пищевых привычек у детей — это задача не из легких, но не такая утомительная и скучная, как может показаться. Ольга Энгельгардт, мама двух детей и одна из пионеров food art в России, продолжает рассказывать о том, как кулинарное искусство может помочь родителям сформировать положительное отношение ребенка к правильному питанию. См. далее...

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

КОММЕНТАРИИ

Visual verification

osakhan131, Вы как всегда категоричны и скептичны до крайности, на мой взгляд. Гарантий, что продолжит кушать нет, но кто сказал, что это не повод попробовать? Про то, что якобы автор призывает заставлять есть то, что не нравится. Во-первых, формирование правильных здоровых пищевых привычек никто не отменял, во-вторых, автор предлагает альтернативу как раз для тех родителей, кто считает, что надо топорно заставлять. Вчитайтесь! Про отыгрываться за детство. Я до сих пор люблю и манную, и суп с вареным луком. Ммм, вкуснятина! Как ни удивительно, но сколько людей, столько мнений! И по поводу "Неужели незаметно,что нравится каждому ребёнку?". Вы идеалист, к сожалению или к счастью. Знаю массу деток, которые любят есть всякие ужасы в виде фаст-фуда, шоколадных батончиков и прочего, а вот овощи и фрукты им невкусными кажутся. Зато если затейливо оформить блюдо, они едят. Дети ведь не опираются на вкус (они его только развивают), им важна подача, оформление, вид. И это родители зачастую учитывают, что очень хорошо при формировании здоровых пищевых привычек! Ура!

osakhan131 2 января 2015

Автор достойна уважения-заботливая мама..Но...Где гарантия,что попробовав "цветочек " или "колёсико"от машинки,даже хорошо закамуфлированное,ребёнок продолжит кушать...И не станет плакать,что без колеса машинка не поедет...Так что спорный это вопрос.Лучшее правило.как всегда,от бабушки,ещё лучше прабабушки или дедушки!!Не напрягайте ребёнка,не заставляйте...Проголадается-сам придёт и попросит...И именно то,что хочет его организм.. И ещё...Вы будете есть то,что не нравиться?Манная каша?кто сказал,что это полезно?или молочный суп с пенками?или суп с варёным луком?Нравится?!или "отрываетесь"за своё детство??. Как можно доводить ребёнка до слёз,навязывая ему еду,от которой его воротит,прививая ему отвращение и страх перед следущим приёмом пищи? Вы помните бабушкины сырники,творожную запеканку и уху на костре?а печёную картошку,а колбаску "пальцем пханую",гле гречка и печень/мясо ненавязчиво перемешиваются....и мама,если не ленится,сделает маленькие колбаски"на укус"(кстати,намного меньше времени надо,чем раскладывать бесполезный рис)...Да и папа не прочь будет пожевать..Неужели незаметно,что нравится каждому ребёнку?

osakhan131 1 января 2015

Кто сказал,что попробовав "колесо"или "машинку"ребёнок захочет есть закамуфлированный ненавистный продукт?Принцип бабушек-"проголодается-поест" никто не отменял...если ребёнок не голоден,даже самые "лагоминки"не заинтресуют..Пример родителей?Должны разьяснить на своём примере..ребёнок подражает.Но запихивать насильно нельзя,насколько б полезный ,с точки зрения взрослых,это бы ни было..