Это не еда. Это инсталляции и артефакты. Концептуальные, цинично-пижонские, апеллирующие к сюрреалисту Магритту, у которого трубка – совсем не трубка, а то, что в ней увидел художник.
Куратор выставки «Это не еда» Ольга Лопухова создала гастрономическую арт-коллекцию, в которой еда обрастает дополнительными значениями, преображается во что угодно – и остаётся едой лишь номинально. Заглянув в галерею фонда «Эра» (м. «Смоленская», Трубниковский пер., 13, стр. 1), мы попадаем не к изысканно сервированному столу, не в роскошный пиршественный зал, а в субъективный мир интеллигентских концепций и комплексов.
Например, Денис Салаутин и Дмитрий Файн в буквальном смысле погрузили своего героя в мир еды (проект «Салаты», 1998):
1.
А Леонид Тишков выстроил из пасты свой утопический «Город Солнца» (проект «Ладомир. Объекты утопий», 2005:
2.
3.
Еда – не в последнюю очередь феномен социологический. Иные продукты в нашей стране ещё лет десять назад служили универсальной шкалой достатка и благополучия. Преддефолтный плакат Андрея Лонгина «Жизнь удалась!» (1998) – это уже классика:
4.
«Качающиеся сосиски» (2005) Марины Беловой и Алексея Политова - по-раблезиански жирное обобщение действительности:
5.
Вот ещё одна картинка из современной жизни (Мария Чуйкова. Аудиоинсталляция «OBST», 2004). В каждом ящике спрятан магнитофон с записями рыночной брани, и овощи (каждый – со своим неповторимым акцентом) смачно переругиваются друг с другом:
6.
Циник-постмодернист Питер Гринуэй в эстетском шедевре «Повар, вор, его жена и её любовник» ненавязчиво соединил гастрономическую тему с каннибальским подтекстом. Русской вариацией на эту тему стала акция 1997 года «Ленин в тебе и во мне», когда художник-кондитер накормил зрителей 80-килограммовым тортом в виде Ленина в гробу. Вот ещё одна вариация от Юрия Шабельникова («Мавзолей. Ритуальная модель», 1998):
7.
Ленин вообще не даёт покоя художникам (Мария Константинова. «Ein freundlich Gesicht ist das beste Gericht (Приветливое лицо - лучшее блюдо)», 1987-88):
8.
Секрет постмодернизма: берём популярный образ и выворачиваем наизнанку (Иван Разумов, Дмитрий Файн. Из проекта «Мясо», 2006-2007):
9.
Ну, и опять вариация на советскую тему (Александра Митлянская, Валерий Орлов. Из серии «Общепит-1», 1997):
10.
Некоторые авторы обладают удивительно похоронным взглядом на мир:
11.
Другие же увековечивают утраченную невинность (Аня Желудь. «Памятник девству», 2006). Интерпретируйте, как хотите:
12.
Группа «Синие носы» (Вячеслав Мизин, Александр Шабуров) представила очаровательные вариации на Малевича (серия «Кухонный супрематизм», 2005-2006):
13.
14.
Вся наша жизнь – еда. Ведь Господь сотворил этот мир, подобно кондидеру (Ольга Чернышова. Из инсталляции «Черно-белая кулинарная книга», 1992):
15.
Фото 2, 5, 8, 11, 12 - собственные, фото 1, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 13-15 любезно предоставлены фондом «Эра»
Пока нет комментариев