28 ноября 2007 / Милош Баночка

Балет про сбитые сливки

Есть такое понятие: "программная музыка", в которой звуки, мелодии, ритмы отражают какой-то литературный сюжет, образы или даже понятия. Программная музыка - это та музыка, которая отважилась что-то изображать. Иногда даже отражать гастрономическую тематику.

Немецкий композитор Рихард Штраус в 1921-22 годах написал своё не самое известное, но удивительное сочинение - двухактный балет "Сбитые сливки" (ор. 70). Музыку балета композитор представил публике два года спустя - в 1924 году, во время фестиваля своего имени, подготовленного к своему же шестидесятилетию.

"Schlagobers". Коротко и ясно. Ясно, что речь (в данном случае - музыкальная речь) пойдёт о еде. Герои балета, маленькие жители Вены (эдакие наивные буржуазные детки входят в кондитерский магазин и попадают в сказку. перед ними танцуют... кондитерские изделия (полный спико номеров смотри тут): Выход и танец Сахара, Хоровод Сахара, Кофе и Какао, Вальс сбитых сливок, Галоп крекеров, Танец маленьких пралине...

Подобные образы не были в искусстве чем-то новым: ещё в "Щелкунчике" П. И. Чайковского (сверхпопулярном в Вене в то время) танцевали Кофе, Сай, Шоколад и Фея Драже, а в чудесной сказке М. Метерлинка "Синяя птица" на сцене появлялся Сахар... Однако целый кондитерский балет - это очень необычно...

Композитор очень любил эту музыку: спустя некоторое время он создал сюиту из нескольких номеров "Сбитых сливок". Полушать её можно здесь или здесь.

Жалко, что этот балет сейчас не ставят в театре. Представьте себе: Цискаридзе в роли Сахара и целый кордебалет маленьких пралине...

КОММЕНТАРИИ

Visual verification
Милош Баночка Милош Баночка 28 ноября 2007

Вышло неплохо. Музыка прикольная. Да и вообще: танцующие крекеры - это плохо? Не намного хуже, чем танцующие пирожки у Чарли Чаплина :)

Ильин Александр Ильин Александр 22 ноября 2007

Ох уж это смрадное дыхание модернизма. Вот мало им было "Страстей Господних" для либретто. Ну и что вышло в итоге?